Как предотвратить
переманивание клиентов
Увод клиентской базы происходит потому, что руководители предполагают, что она априори принадлежит компании, однако никак не разъясняют это менеджерам
Нередко работодатель сталкивается с ситуацией, когда сотрудник его компании после увольнения создает такой же бизнес или устраивается к конкурентам, пытаясь переманить клиентов и зачастую делая это весьма успешно. Действительно, работать с людьми, с которыми уже налажен контакт, намного проще, чем искать потенциальных заказчиков или покупателей. Для самого клиента это тоже выгодно, ведь он знает, чего ожидать от сотрудничества, плюс ко всему, новоиспеченный бизнесмен предлагает более привлекательные условия и низкую цену.
Сотрудник может и не иметь злых умыслов, размышляя, как переманить клиента у конкурентов, но уверен, что работа с заказчиками – исключительно его заслуга. Увод клиентской базы происходит потому, что руководители предполагают, что она априори принадлежит компании, однако никак не разъясняют это менеджерам. То же касается и другой интеллектуальной собственности фирмы: изобретений, наработок, баз данных.
Повышение лояльности сотрудника к компании и его денежной мотивации
Если труд оценивают по достоинству, создают комфортные условия для работы сотрудника и его развития как профессионала, дают адекватный фидбек, ценят в коллективе и поощряют материально, уходить из компании не имеет смысла. Даже в том случае, когда по каким-то причинам человек увольняется, он не захочет портить отношения с компанией и ее руководителями.
Передача ведения клиента новому сотруднику
Когда менеджер прекращает работу, он должен оповестить клиента, что вскоре с ним будет работать новый сотрудник. Затем на связь выходит вступивший в обязанности менеджер, и уже с ним выстраивается дальнейшая коммуникация. Таким образом, заказчик знает, что его проект передан в другие руки, но исполнителем остается та же компания.
Повышение доверия к компании, а не к сотруднику
На всех стадиях работы над совместным проектом клиенту следует показывать, что работает он именно с компанией, а не с конкретным сотрудником. Ведите учет клиентов, распределите работу над проектом на разных этапах между несколькими менеджерами, проводите встречи и конференции, дайте понять, что вы не просто исполняете заказ, а являетесь надежным партнером по бизнесу. Еще один работающий способ удержать клиента – предложить ему бонусы и скидки при повторном заказе.
Составление кадровых документов
Если менеджер работал в фирме продолжительное время, набирался опыта, а затем захотел основать свой бизнес, бывший работодатель не сможет запретить ему это сделать. Но если он использует продукты интеллектуальной собственности компании, к примеру, базы данных, то можно добиться возмещения убытков. Чтобы обезопасить себя, нужно создать положение о коммерческой тайне и отразить это в трудовом договоре.
Положение о коммерческой тайне
Цель документа – защита интеллектуальной собственности. В нем описано, что компания считает коммерческой тайной (БД, методики работы, технологии) и какое наказание следует, если эту информацию распространить или использовать.
В документе необходимо указать, какая информация относится к коммерческой тайне, кто может ее использовать в работе, какие действия будут квалифицированы как нарушение и какое наказание последует за этим. После составления положения обязательно ознакомить сотрудников с документом, объяснив все нюансы, и попросить подписать «Соглашение о неразглашении коммерческой тайны».
Трудовой договор
Этот документ устанавливает права и обязанности как сотрудника, так и работодателя. Если его не заключить, привлечения к ответственности и защиты от недобросовестного сотрудника не добиться. Составлять договор нужно с оглядкой на трудовое законодательство, так как за нарушение ТК фирма может получить штраф в размере сто тысяч рублей.
В трудовой договор необходимо включить пункт о коммерческой тайне. Принятый на должность человек подписывает этот документ, а те сотрудники, которые работают по старым договорам, – дополнительное соглашение.
Если недобросовестный сотрудник нарушил условия договора или положения, эти два документа дают работодателю возможность привлечь его к разным видам ответственности. Например, мерами наказания могут стать выговор или увольнение (трудовая ответственность), требование о возмещении убытков (гражданско-правовая ответственность), штраф за разглашение тайны (административная ответственность) и даже лишение свободы (уголовная ответственность).
Что делать, если у вас украли клиентскую базу
Необходимо зафиксировать нарушение положения о коммерческой тайне с помощью специального ПО, например, в случае копирования клиентской базы. Далее следует обращение в суд и привлечение сотрудника к ответственности.
Если же заранее не было составлено положения о коммерческой тайне, то доказать злоупотребление бывшего сотрудника будет намного сложнее, но вероятность добиться справедливости есть. От недобросовестной конкуренции на рынке защищает 135-ФЗ «О защите конкуренции». В случае злоупотребления правом (статья 10 ГК РФ) можно добиться взыскания убытков. А если конкурент распространяет ложную информацию, которая порочит репутацию компании, на помощь придет статья 152 ГК РФ «Защита чести, достоинства и деловой репутации».
Использование Финансового супермаркета ЭТП ГПБ

Разработать юридически грамотные документы для защиты интеллектуальной собственности, а также удобно и безопасно вести электронный документооборот помогут сервисы Финансового Супермаркета ЭТП ГПБ.

Конструктор документов FreshDoc работает как настоящий юрист. Он создает юридически достоверный документ, защищающий ваши коммерческие интересы, соблюдающий нормы права и правила делового оборота. Робот-юрист работает не с шаблонами, а с блоками текста, которые позволяют создать индивидуальный документ под ваши требования. Срок подготовки – от трех минут, после чего документ можно скачать в формате docx или pdf.

Электронный документооборот позволяет обмениваться через интернет любыми документами, как формализованными, так и неформализованными. За счет электронной подписи они имеют такую же силу, как бумажные. Пользуясь гибкой и простой настройкой доступа, можно определить, кто из сотрудников сможет увидеть документ, ознакомиться с ним, согласовать или подписать его.
50 проверок контрагента в подарок!
Мы дарим вам 50 проверок контрагента в подарок. Для того, чтобы получить их, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться на сайте Финансового супермаркета. Они станут доступны при выборе услуги "Проверка контрагента" или по ссылке.